1_Osnovnye napravleniya razvitiya politicheskih uchenij Drevnego mira

Политическая мысль Древнего мира развивалась по двум основным направлениям.

Более раннее направление возникло на Востоке в первых государствах Китая, Индии, Египта и Междуречья. Эти государства образовывались и укреплялись из потребности организации больших масс людей для жизненно важных мелиоративных работ в поймах больших рек: Янцзы, Хуанхэ, Инда, Ганга, Нила, Тигра и Евфрата. Плодородные долины этих рек, облагороженные человеческим трудом, кормили все большее количество людей. Однако разросшееся население понимало, что только совместный организованный труд, сильная и четко отлаженная система власти способны поддерживать достигнутое благосостояние, которое в образовавшихся государствах было значительно выше, чем у разрозненных окружающих племен, пребывавших в состоянии дикости и варварства.

Это создавало условия для отделения власти от массы неграмотных и полуграмотных людей, почитания и обожествления ее. А власть получала возможность управления обществом не только с помощью естественных средств убеждения (традиций, этических норм и т. д.) и религии, но, в необходимых случаях, с помощью угроз и насилия.

Отсюда понятно, почему политические учения Древнего Востока пошли по пути объяснения и оправдания необходимости единоличной, централизованной, деспотичной власти.

В Древнем Египте это проявилось в обожествлении фараона.

Самой влиятельной доктриной Древнего Китая было, пожалуй, конфуцианство. Управлять государством по Конфуцию должны благородные мужи во главе с «сыном неба» — обожествленным правителем. Важную роль в управлении обществом Конфуций отводил традициям. Взаимоотношения власти и обществ должны строиться на справедливости первой и сыновней почтительности людей.

Это одна из первых попыток обоснования так называемого патерналистского государства (лат. «патер» — отец), то есть сильного централизованного государства, которое проникло во все сферы общества и руководит всеми основными его процессами. Такое государство обеспечивает строгую регламентацию и порядок во всем, с другой стороны, сковывает инициативу наиболее активных людей, сдерживая тем самым развитие всего общества.

Итак, политическая мысль Древнего Востока развивалась в направлении постоянного укрепления единоличной власти, максимальной централизации и огосударствления хозяйства, науки, образования, других сфер жизни.

Другим путем развивалось древнегреческое общество. Здесь не было больших рек и крупных массивов плодородной почвы. Земли не хватало, и люди кормились продуктами моря, занимались ремеслами, торговали не только в Греции, но и по всему Средиземноморью и Черноморью. Такой образ жизни не требовал жесткой централизации власти, а земледельцам-индивидуалам, ремесленникам и торговцам требовалась экономическая и политическая свобода. Вот почему власть басилевсов (племенных вождей) и аристократов (племенной знати) здесь постепенно заменяется политической системой демократии.

Система демократии создавалась целой серией постепенных реформ, занявших не менее ста лет. В начале VI в. до н. э. в Афинах произошла серия выступлений крестьян, возмущенных массовым закабалением и продажей в рабство за долги.  В условиях противостояния партий аристократии и сторонников демократии правителем Афин был избран Солон. Реформы Солона касались, прежде всего, отмены продажи в рабство соотечественников и выкупа уже проданных, отмены долгов и образования специального совета (буле), в который избирались 400 человек для управления делами полиса. Вместе с тем вводилась частная собственность на землю и преследование бездельников.

Вторым этапом демократических реформ в Афинах (как и в других греческих полисах) была тирания — диктатура, ставившая задачей уничтожение привилегий аристократов и развитие крестьянской собственности.

В 509 г. демократический вождь Афин Клисфен провел реформу родовых организаций, преобразовав их в территориальные демы. С этого времени влияние аристократии резко уменьшается, а демы сами обсуждают и решают свои дела на общих собраниях (система местного самоуправления) и выдвигают представителей в буле. Дела полиса его граждане решают на общем собрании. Именно отсюда берет свое начало демократия.

Борьба между аристократами и демократами идет на протяжении всей истории независимой Эллады, и споры о наилучшем государственном устройстве содержат все философские трактаты.